|
|
Детство |
|
Родился
10 ноября 1951 года в обычной семье в городе Орехово-Зуево Московской
области. В актеры Витя метил с детства, выше всех прыгая зайцем на
утренниках. «Я всегда был клоуном. Пародировал Зыкину, Доронину, Бернеса…
И даже когда надо мной не смеялись, а насмехались - мне это было в
награду… А слава… Разве мог я маленьким мальчиком мечтать о славе?
Для меня актер - это значило переодеться и изобразить. Мне нравилось,
когда люди смеялись… Приезжал кукольный театр к нам в город, так я
же видел нитки, за которые кукол дергали, но верил, что они живые.
А, прочитав «Снегурочку», лепил снежную бабу и сидел, ждал, когда
она оживет. А она растаяла». В 12 лет Витя впервые отправился на «Мосфильм»
на кинопробы. Как признается актер: «Потом рыдал до икоты - не взяли!»
Виктор был тайно влюблен в Татьяну Доронину и мотался из своего Орехово-Зуева
в Москву, чтобы постоять у нее под окнами. В восьмом классе надумал
поступать в цирковое училище, но там ему велели прийти после десятого.
Как и все советские дети, Витя был октябрёнком, пионером, а потом
и комсомольцем. Правда, с поступлением в Комсомол вначале были определенные
трудности. Витю спросили, сколько партий у нас в стране. Он простодушно
ответил: «Пятнадцать» (по количеству союзных республик). «Запомни,
Сухоруков, - сказали ему строго, - партия у нас одна!». На что он
ответил: «Странно. Тогда не много ли у одной партии ЦК в каждой республике?»
Виктора отправили за дверь. О своём детстве Виктор рассказывает: «Я
любил всяческие команды, сборы, коллективизм. И металлолом с макулатурой
собирал, и в стройотряды ездил. Прилеплюсь к какой-нибудь бригаде…
Никогда летом не отдыхал. То помидоры собирал где-нибудь, то виноградники
пропалывал».
|
ГИТИС |
|
В
1970-м году Виктор окончил школу. «Когда я служил в армии, очень любил
самодеятельность. Все время старался что-то читать со сцены или петь.
Я тогда пел в хоре вторым голосом. Однажды на какой-то важный советский
праздник приготовил номер «Гармонь» из поэмы Александра Твардовского
«Василий Теркин». При этом заставил завклубом ефрейтора озвучивать
гармонь на баяне, а сам пел, приплясывал и очень понравился командованию.
А после концерта я услышал из уст самого командира соединения генерал-полковника
Вознюка: «Сухоруков — находка для нашей армии». После армии работал
два года электриком. В 1974 году поступил в ГИТИС. На вступительных
экзаменах читал отрывок с таким сумасшедшим жаром, что один из преподавателей
осторожно заметил: «Этот либо ненормальный, либо гениальный». Учился
он на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым, нынешним
обитателем «Городка», получал в учебных спектаклях совсем не те роли,
к которым себя когда-то готовил: педагоги медленно и верно перековывали
его комедийное дарование в драматическое. В 1978 году Виктор Сухоруков
окончил ГИТИС (курс В. П. Остальского, педагог Л. Князева).
|
Театр комедии |
|
Сухоруков
уже дебютировал в кино - на его счету были эпизодические роли в мелодраме
Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя…» и военной драме Семена Арановича
«Летняя поездка к морю». По окончании ГИТИСа Виктор уехал в Ленинград
и поступил в Театр комедии имени Н. П. Акимова. Свое решение он объясняет
так: «Тогда в чести были другие приоритеты, мы тянулись к прогрессивным,
на наш взгляд, режиссерам. В то время Петра Фоменко только назначили
главным режиссером в Театр комедии. Я знал, что он, бунтарь и диссидент,
ставил лучшие в то время спектакли. До этого я ни разу не был в Питере,
а Фоменко посмотрел меня и сразу предложил главную роль». Виктор получил
возрастную роль деда втрое старше себя. Правда, к тому времени почти
полностью облысел. Кстати, Ленина, сыгранного им в кино много позже
и не раз, Сухорукову напророчили еще в ГИТИСе. «Я был праздным, веселым,
лихим и необузданным. Моему внутреннему «Я» было подчас тесно в собственной
плоти, и Витя Сухоруков ее расширял: вином, куражом. Я хотел обратить
на себя внимание всего мира. Но совесть моя чиста: я не сорвал ни
одного спектакля» - вспоминает Виктор.
|
Сложный этап |
|
В
1982 году Петр Наумович ушел из театра, и судьба Сухорукова была предрешена.
Его уволили из труппы, без права устройства на работу в течение полугода.
И на несколько лет он выпал из профессии, бедствовал, стал бродяжничать.
Работал грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом. Но нашел в себе силы
вернуться и, сменив несколько питерских театров, вновь оказался в
труппе Театра Комедии. Лишь в 1986 году Сухоруков, наконец, был принят
в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский Дом»). Здесь
он сыграл в спектаклях: «Женитьба Белугина» (1987), «Дракон» (1988),
«Да здравствует глупость!» (1991), «Дети райка» (1991). В кино Виктор
Сухоруков до конца 80-х годов был совершенно не востребован - все
те же крошечные эпизоды в редких фильмах. И однажды он, отчаявшись,
даже дал себе зарок: никакого кино, раз не хотите - не надо.
|
Первая работа
в кино |
|
Новая
жизнь актера началась в 1989г., когда режиссер Юрий Мамин пригласил
его сняться в главной роли в комедии-фарсе «Бакенбарды». Правда, Мамин
сомневался в его кандидатуре: «староват больно». На что получил в
ответ тираду: «Это я староват? Это твой герой слишком молод. Он на
самом деле должен быть с пятью образованьями и без возраста. Чтобы
люди глядели на него и удивлялись: откуда этот урод взялся?» Персонаж
Сухорукова сыгран актером жестко, страшно. Говоря об этой роли, он
называет ее своей первой работой в кино: «Она была довольно импульсивная,
гротескная, варварская роль». Когда фильм вышел, люди глядели на Сухорукова
и удивлялись: откуда взялся этот лысый, с оттопыренными по-разному
ушами и огоньками безумия во взоре?
|
Судьбоносная встреча |
|
Наше
психически неуравновешенное кино ранних девяностых обрадовалось ему
как родному. Алексей Балабанов утвердил Сухорукова в свою дебютную
ленту «Счастливые дни» на роль «человек-грибок в нахлобученной шляпе
с обгрызенными полями». Виктор Сухоруков вспоминает о том, как он
попал на эту картину: «…я шел по «Ленфильму» - называйте это случайностью,
совпадением, чудом, как угодно, - я шел, и именно в этом вестибюле
в это время, в эту минутку, сидела ассистент по актерам Бельская,
в девичестве Сухорукова, а рядом сидел какой-то стриженый пацан, похожий
на ежика. И вдруг эта Бельская мне говорит: «А ну-ка, иди сюда», подзывает
меня к этому молодому человеку и говорит: «Это Алексей Балабанов».
Он тогда находился на курсах какого-то фильма под патронажем Германа.
И она предложила попробоваться мне на главную роль в фильм «Счастливые
дни». Она дала мне сценарий. Я его прочитал, встретился и сказал:
«Ой, Леш, ни фига не понял, но что-то мне показалось это любопытным,
завораживающим». Ему, видимо, понравился этот ответ, он позвал меня
на кинопробы, и всё состоялось». Встреча с Алексеем Балабановым оказалась
судьбоносной. Как признается сам актер «Своими картинами он «сделал»
меня, а я помог ему».
|
Роли |
|
Сухоруков
снимался у Игоря Масленникова (офицер в «Тьме», 1991), у Михаила Каца
(бледный фанатик-убийца в фильме «Хромые вниидут первыми», 1992),
у Максима Пежемского (Яков в «Пленниках удачи», 1993). Но самая известная,
козырная роль сыграна им в «Комедии строгого режима» (1992), вернее,
три роли в одной. Во-первых, забитая лагерная шестерка. Во-вторых,
вождь мирового пролетариата, которого шестерка изображает в спектакле
на зоне. В-третьих, неуловимый переход, когда в сморщенном лице всеми
презираемого зэка проступают ленинские черты. Несколько лет спустя
Ильич достался ему в эстонском бурлеске «Все мои Ленины» (1997). Опять
же, в комплект входило две роли: настоящий Ильич и его идиот-двойник.
Здесь умение Сухорукова сыграть острый перескок из состояния в состояние
не понадобилось - а он и впрямь обладает таким умением, вполне уникальным,
как и его внешность (не спутаешь).
|
«Брат» |
|
В
1997 году, когда Виктору Ивановичу исполнилось 47 лет, на экраны вышел
культовый фильм Алексея Балабанова «Брат». Но настоящую любовь актеру
принесла картина «Брат-2». Персонаж Сухорукова - Виктор Багров, как
ни странно, многим зрителям оказался ближе, даже чем супермен Данила
Багров. Киллер-неудачник Витька по кличке Татарин прислушался к совету
брата Данилы: подался домой, заделался милиционером, но судьба выхватила
его из славных рядов и забросила сначала в Москву, а потом и в Чикаго.
Сухоруков считает: «Нас с Витей Багровым объединяет бесшабашная веселость,
за это зрители и полюбили моего героя. Мы с ним раздолбаи, а это качество
близко нашим людям. Мне вообще всегда хотелось сыграть придурка в
цветном пиджаке». У Сухорукова роль большая и, что называется, вкусная,
хотя ему пришлось в фильме говорить чужим хриплым голосом: собственный
- высоковат. Вспоминая о своей работе с Сергеем Бодровым, Сухоруков
говорит: «Я очень любил Сережу Бодрова, меня очень многое с ним объединяло.
Удивительно: он младше меня на 20 лет, а я многому у него учился.
Он был щедрым в моей жизни человеком, он был очень внимательным ко
мне и относился, как к старшему брату».
|
Мастер отрицательных
персонажей |
|
Даже
беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что в биографии Сухорукова
до последнего времени практически не было ни одного положительного
героя. И везде актер разный: то механическое шарнирное существо, то
фиксатый бандит, а то яйцеголовый извращенец с лошадиным оскалом.
Очередного мерзавца - порноторговца Виктора Ивановича - Сухоруков
сыграл в новой картине: «Во время съемок у Балабанова в фильме «Про
уродов и людей» было так тяжело, что я сорвался, меня даже положили
в психиатрическую больницу - в знаменитую Бехтеревку. И я оттуда ездил
на съемки». Тем не менее, с задачей Сухоруков справился превосходно,
сыграв в картине действительно гениально. А каким ярким получился
другой персонаж актера - Амбал в боевике Егора Михалкого-Кончаловского
«Антикиллер», глядя на которого просто пробирает дрожь! Не случайно
эта работа Виктора Сухорукова была отмечена премией «Созвездие». «Не
быть, а играть. Это очень важно. Я хочу успокоить многих зрителей,
которые думают, что если человек-актер играет злую, отрицательную
роль, то она как бы внедряется в него самого и может оставить опасную
рану. Не думаю. Потому что клиника неврозов - суть срыва, перенапряжения
сил. Я играю роль, и поэтому держу под контролем себя. Другое дело,
что силы свои можно не распределить, как положено, и тогда - надрыв.
Ну, что делать! Иногда помогает спиртное. Иногда - гуляние по ночному
городу, иногда - просто тишина-покой, запертые двери, форточки, выключенные
телевизор и радио. По-разному».
|
Ломка стереотипов |
|
В
историческую картину Ильи Хотиненко «Золотой век» Виктора Сухорукова
предлагали на роль Павла. Но режиссер решил попробовать актера на
роль графа Палена - главного заговорщика и организатора убийства императора.
Эта роль стала шагом к ломке прежнего образа артиста. Другой режиссер,
Виталий Вячеславович Мельников, вынашивал идею создания фильма о Павле
I очень давно. Роль Павла должен был сыграть актер Олег Борисов, но
не успел… Тогда выбор пал на Виктора Сухорукова. О своей работе в
картине «Бедный, бедный Павел» Сухоруков говорит: «Со стороны Виталия
Мельникова был большой риск приглашать меня, потому что он тоже соотносил
меня с ролями бритоголовых, порочных, отрицательных людей. И за доверие
буду благодарен Мельникову всегда… Я был очень счастлив, и, буквально
ошарашен этим предложением - я ведь никогда таких ролей не играл!
Наконец-то появился шанс доказать, что я не только бритоголовый, не
только отморозок, не только урод! Я мог уничтожить этот стереотип,
показать свои актерские способности, умение перевоплощаться! Это очень
яркая роль. Страдания, драма, любовь, горечь, совестливость, ярость,
темперамент, воинственность, самодурство - все в одном человеке! Его
не любили и пятнали, как самодержавие, так и советская власть, и,
конечно, я, как все советские граждане, знал о нем только негативное:
Павел - солдафон, самодур, истеричка, но, изучая биографию и материалы
Павла Петровича я понял, что это не так. В конце концов, я превратился
в его сторонника и защитника. Может быть я где-то субъективен. Но
как актер, я должен защищать того человека, в шкуру которого влезаю.
Это моя позиция, мой стиль и метод работы. Павел был царевичем очень
много лет. Над ним даже издевались и смеялись любовники его матери.
Как ему было относиться к самой матери? Я, конечно, очень много изучал,
но, как актер, я должен был найти оправдание его решениям, поступкам,
его указам, которые считались безумными, сумасшедшими и так далее.
Я искал правду. Нашел. Пусть это моя субъективная точка зрения, но
она такова, что, когда я рассказывал о своих версиях сотрудникам музеев
Павловска, Гатчины, они восхищались, они умилялись, и они начинали
спорить. Я уходил, а девочки-сотрудницы, которые трепетнейшим образом
работают в этих своих музеях за копейки, они продолжали спорить, они
покрывались красными пятнами, у них горели уши, спорили, говорили.
И мне это было очень приятно, потому что Павел Петрович был революционером,
он был демократом-революционером».
|
Популярность |
|
В
настоящее время Виктор Сухоруков очень популярен. Актера приглашали
сниматься в Голливуд в двадцатой серии бондианы (Джеймс Бонд Агент
007). «Мне предложили довольно большую роль, но как-то это не сложилось.
Наверное, я заработал бы много денег, но для меня они не главное.
Предать коллег ради заработка преступно и грешно. Дело в том, что
на эти же дни у меня были намечены спектакли с Олегом Меньшиковым
в его антрепризе «Игроки» и съемки в фильме «Золотой век». Виктор
Сухоруков много работает и на сцене. Правда, с Театром комедии в Петербурге
у него вновь не сложилось. Как признается актер, он так и не стал
Питерским. Зато в Москве только за 2002-2003 годы он получил предложения
из шести антрепризных театров, а также из театров Станиславского и
Вахтангова.
|
Заслуги |
|
Виктор
Сухоруков трижды призёр кинофестиваля «Созвездие». Призёр кинофестиваля
русских фильмов в Онфлере. Получил премию «Культуркапитал» министерства культуры Эстонии, премию «Полярная звезда» в номинации «Лучший актёр года» и специальный приз на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге. Актеру театра
и кино Виктору Сухорукову Указом Президента присвоено почётное звание Заслуженного
артиста России. Об этом сообщили в Министерстве культуры. Сам артист
отреагировал на известие спокойно: «Что ж, будем считать, власть признала
мои профессиональные успехи. На самом деле у нас и без званий народ
артистов любит! Путин, может быть, даже не знает, что ходит по земле
какой-то Витька Сухоруков, хотя и присвоил мне звание заслуженного».
Виктор Сухоруков стал обладателем премии «Золотой Овен», «Ника», «Листопад» (Минск), «Амурская осень» (Благовещенск), «Литература и кино» (Гатчинский фестиваль) в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «Бедный, бедный Павел»); «Литература и кино» в Гатчине (за лучшую мужскую роль, фильм «Не хлебом единым»); «Белый Слон», «Золотой Орел», «Ника» (за лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Остров»). Указом, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным, присвоено звание Народного артиста актеру театра и кино Виктору Сухорукову "за большие заслуги в области искусства".
|
Личная жизнь |
|
Сухоруков,
при всей своей нескрываемой любви к яркому, к карнавалу, как он выражается
- к фантикам, - человек не поверхностный, а глубоко-тихий, нежный.
О своей личной жизни он говорит: «…я бобыль. (Тяжко вздыхает). Но
я к этому привык. Я уже бывал и в одиночестве, и в толпе, и любим,
и презираем. Я судьбою размят, я пластичен, а это значит, я мудр,
опытен. А что касается неустроенности в личной жизни - я так скажу:
пустоты в жизни не бывает. Жизнь всегда чем-то заполняется, и люди,
которые не могут заполнить ниши в собственной судьбе начинают уничтожать,
сжигать себя. Нельзя быть избалованным - это противопоказано для жизни.
Избалованные люди слабы. У меня было достаточно боли и одиночества,
поэтому я сильный. Мало того я бегу, мчусь, и часто, приходя домой,
сажусь пить чай и говорю себе: «Вить, не торопись, спокойно живи,
потому что большую часть жизни ты уже прожил». Дальше надо пришпорить
коней. Почувствовать и насладиться духом, телом. Сегодня мое поколение
мужиков живет под угрозой разрыва сердца - у нас лопаются сосуды,
рвутся нервы, наваливаются параличи и прочие простатиты. У меня сейчас
критический возраст. Поэтому хочу жить не быстро, а лихо. Не спешно,
но успеть как можно больше. Я хочу быть интересным, а самое главное
нужным. Я прекрасно понимаю, что если вдруг выйду и упаду замертво
- общественной памяти хватит только на мой некролог (горько усмехается).
Люди замрут на секунду, и побегут дальше».
|
Основные даты
биографии В.И.Сухорукова: |
|
1951
– родился в Подмосковье, в Орехово-Зуеве.
1970 – окончил школу.
1973 – дебютировал в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя…».
1974-78 – учёба в ГИТИСе (курс В.П.Остальского, педагог Л.Князева).
1978-83 – актер Ленинградского Академического театра Комедии имени
Н.П.Акимова.
1986-93 – актер Ленинградского Театра имени Ленинского Комсомола (ныне
- «Балтийский Дом»).
1990 – главная роль в фильме Юрия Мамина «Бакенбарды».
1992 – приз за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Комедия
строгого режима» КФ «Созвездие». Приз за лучшую мужскую роль в фильме
«Комедия строгого режима» КФ русских фильмов в Онфлере.
1993-95 – актер Петербургского Государственного театра драмы и комедии
на Литейном.
1994 – приз за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Замок»
КФ «Созвездие».
1995-2001 – актер Петербургского Академического театра Комедии имени
Н.П.Акимова.
1997 – выход фильма «Брат».
1998 – премия «Культуркапитал» министерства культуры Эстонии, премия «Полярная звезда» в номинации «Лучший актёр года» за роль Ленина в фильме «Все мои Ленины». Специальный приз за исполнение
главной роли в фильме «Все мои Ленины» на МКФ «Балтийская жемчужина»
в Риге.
2000 – выход фильма «Брат-2».
2002 – был приглашен в Англию сыграть роль одного из злодеев в 20-м
фильме о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас», однако был вынужден отказаться,
поскольку предложенный ему график съемок вступил в противоречие с
расписанием спектакля Олега Меньшикова "Игроки". 2002 - Указом Президента № 316 от 3 апреля присвоено почётное звание Заслуженного
артиста России.
2003 – премия «Созвездие» за роль второго плана в фильме «Антикиллер».
2003 – выход фильма «Бедный, бедный Павел».
2003 – премия «Золотой Овен» в номинации «Лучшая мужская роль» (Виктор Сухоруков , победитель за роль в фильме «Бедный, бедный Павел»).
2004 – премия «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Бедный, бедный
Павел».
2004 – премия «Листопад» (Минск), «Амурская осень» (Благовещенск), «Литература и кино» (Гатчинский фестиваль), МКФ детских фильмов в «Артеке» в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «Бедный, бедный Павел»).
2006 – КФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Не хлебом единым»)
2006 – премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Остров»)
2006 – премия «Золотой Орел» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Остров»)
2007 – премия «Ника» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Остров»)
2008 – Указом Президента присвоено почётное звание Народного артиста России "за большие заслуги в области искусства".
2011 – премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Овсянки».
Виктор Иванович Сухоруков - почётный гражданин города Орехово-Зуево.
09 сентября 2016 года – установлен бронзовый памятник Виктору Сухорукову в Орехово-Зуеве, скульптор Петр Медведев.
|
|
|
Статья
в энциклопедии «Новейшая история отечественного кино 1986-2000. Кинословарь
в трех томах»: «...Мелкий бес в белом, с пушистыми баками и при трости
с массивным набалдашником. После каждой новой роли он будет именно
что чертиком запрыгивать обратно в свою табакерку-сухоруковку, чтобы
являться другим - даже внешне (при том, что природный облик В.С.,
как следует из сказанного выше, не "смытый", а острый, перченый)...»
БИБЛИОГРАФИЯ:
Они И. "Вихри враждебные веют над нами?" Инт. с В. С.//ЧП. 1992. № 8;
Шемякин А. Он//Сеанс. 1993. № 8;
Матизен В. Субпассионарий российского экрана//Столица. 1993. № 50;
Петрова Е. Виктор Сухоруков, актер//Кадр.
1994. № 4-5 (о В. С. в ф. Замок);
Cухоруков В.: "Мне хочется быть Джульеттой Мазиной". Инт. Д. Савельева//ИК. 1994. № 6;
Сухоруков В.: "Надеюсь, Ильич бы на меня не обиделся". Инт. М. Быковой//КП. 1997. 21 янв.;
Добротворский С. Россию представит Брат//Ъ. 1997. 7 мая (о ф. Брат, в т. ч. о В. С.);
Колодижнер А. Брат брату — брат//ЭиС. 1997. 26 июня – 3 июля (о ф. Брат, в т. ч. инт. с В. С.);
Сухоруков В.: "Я долго бежал за своим поездом..." Байки Виктора Сухорукова. Лит. запись О. Сердобольского//СПб. ведомости.
1997. 15 авг.;
Савельев Д. Алексей Балабанов про уродов и людей//СЭ. 1998. 2 серия. Март (о ф. Про уродов и людей, в т. ч. о В. С.);
Спирина С. "Сокровенный человек" Виктора Сухорукова//ПТЖ. 1998. № 16;
Тихомирова Е. Верной дорогой идете, батенька!//АиФ. 1999. № 3;
Манцов И. Посетитель музея//ИК. 1999. № 2 (о ф. Про уродов и людей, в т. ч. о В. С.);
|
|
|
|
| |